Влад Свар предлагает Вам запомнить сайт «Разно Всяко»
Вы хотите запомнить сайт «Разно Всяко»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Каждый день новое

Лучшее
В Российском городе, отец изнасилованной 14 летней девочки, совершил возмездие над насильником прямо в зале суда

В Российском городе, отец изнасилованной 14 летней девочки, совершил возмездие над насильником прямо в зале суда

Месть блюдо холодное, но иногда не стоит ждать  В Российском городе, отец изнасилованной 14 летней девочки, совершил возмездие над насильником прямо в зале с

25 сен 16, 17:43
+1585 438
Пассажир в метро заметил карманницу. От того, что она сделала потом — он взорвался слезами!

Пассажир в метро заметил карманницу. От того, что она сделала потом — он взорвался слезами!

Эта карманница многое во мне изменила… Вчера вечером, в киевском метро, наблюдал немного необычного карманника, а точнее карманницу… а необычного в ней б

2 апр 16, 18:35
+1137 191
Запад в шоке: в Кишинёве, в марше под красными знамёнами Победы приняли участие 65 тысяч человек

Запад в шоке: в Кишинёве, в марше под красными знамёнами Победы приняли участие 65 тысяч человек

В Кишиневе, столицы Молдавии, которую нелегитимный президент Украины Петр Порошенко назвал одним из главных союзников своей хунты, 9 мая состоялось 65-тысячное шес

10 май 15, 22:40
+974 238
ВХОД НА САЙТ

«Оса» жалит больно: советские плавающие зенитно-ракетные комплексы

развернуть

«Оса» жалит больно: советские плавающие зенитно-ракетные комплексы

Не так давно мы делали тест-драйв трехосного колесного тягача БАЗ-6402 для буксировки ракетных комплексов С-400 – полноприводного, однако все же недостаточно приспособленного для передвижения по бездорожью. Для ракет С-400 это не критично, так как они созданы для борьбы с авиацией противника на большой и средней высотах. А вот для зенитных систем малой дальности такие громоздкие грузовики уже не годятся. Здесь нужна более компактная техника, способная преодолеть любые преграды, в том числе и водные. Сегодняшняя статья – об уникальных трехосных плавающих машинах комплекса «Оса», созданных более 45 лет назад.

В советские времена БАЗ официально считался изготовителем тяжелых промышленных тракторов, но с середины 1960-х он являлся еще и достаточно крупным секретным предприятием п/я Р-6753, выпускавшим автомобили-шасси с колесной формулой 6х6 для монтажа новых видов ракетного вооружения.

Приняв за основу схему с равноудаленными мостами и бортовой трансмиссией, в СКБ БАЗ разработали два семейства плавающих машин с несущими стальными корпусами, на которых базировались различные боевые и вспомогательные системы. В свое время они негласно представляли собой высшие достижения Советского Союза и после показов на парадах вызывали на Западе замешательство, которое можно было истолковать как скрытое признание мирового приоритета мощнейшего советского ВПК.

На первом этапе в Брянске в короткий срок удалось самостоятельно разработать и организовать серийный выпуск первого семейства трехосных корпусных спецшасси серии БАЗ-5937/5939 для несения зенитного ракетного комплекса «Оса».

Семейство БАЗ-5937/5939 (1969 – 1990 гг.)

original-08-_-__html_m14446d5c.jpgПрототип 300-сильного шасси БАЗ-937 комплекса «Оса». 1969 год (из архива БАЗ)

Первое семейство специальных автомобилей-шасси Брянского завода ведет историю от правительственного постановления о создании мобильного зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) с шифром «Эллипс», который вскоре заменили на более известный код «Оса». Для повышения оперативности и мобильности все его элементы предписывалось монтировать на принципиально новых плавающих шасси, которых к тому времени ни в Советском Союзе, ни за границей не существовало.

Техническое задание на эти необычные автомобили разработали в 1961 году, и в дальнейшем одновременно на нескольких предприятиях начались длительные поиски оптимальных конструкций будущей ракетной системы и наиболее приемлемой для нее плавающей машины, занявшие еще несколько лет. После неудач, постигших эти заводы, в 1966 году было принято решение о переносе проектных работ по амфибиям в Брянск. Первыми образцами с узкой одноместной кабиной, облегченными корпусами и крайними управляемыми мостами стали заднемоторные шасси БАЗ-937 для пусковой установки, БАЗ-938 для размещения средств технического обслуживания и БАЗ-939 для транспортно-заряжающей машины (ТЗМ).

original-08-_-__html_5b56f84.jpgОпытное спецшасси с бортовой трансмиссией и одноместной кабиной (из архива БАЗ)

В процессе испытаний и доработок эти индексы дополнили цифрой 5, и впоследствии на серийной продукции они были изменены на БАЗ-5937, БАЗ-5938 и БАЗ-5939 соответственно. Прототипы всех трех машин построили в 1969 – 1970 годах, серийное производство началось в 1972-м.

Главной особенностью и наиболее трудоемкой частью машин серии 5937/5939 являлись первые в СССР водоизмещающие корпуса полузакрытого типа с гладким днищем, давшие свое название всей системе корпусных автомобилей.

original-08-_-__html_14255bbf.jpgПредсерийное плавающее шасси БАЗ-5937 с несущим корпусом. 1971 год (из архива автора)

В их состав входило более 1 000 стальных элементов, вручную сопряженных между собой сваркой и уплотненных губчатой резиной, оклеенной водонепроницаемой тканью. Для дополнительного повышения прочности их оборудовали встроенной лонжеронной рамой из стальных профилей, усилителями и ребрами жесткости. Наружная обшивка выполнялась из гофрированного металла.

original-08-_-__html_19239f7e.jpgСпецшасси БАЗ-5938 для машины технического обслуживания 9В210 (из архива Н. Щербакова)

original-08-_-__html_386b8dbe.jpgАвтомобиль БАЗ-5939 с оснащением транспортно-заряжающей машины (из архива 21 НИИЦ)

Готовые изделия проходили проверку на герметичность путем пролива сварных швов керосином, а затем их заполняли водой в специальной ванне. Комплектные шасси испытывали в дождевой камере и на местных водоемах. Первые выпуски оборудовали укороченными корпусами со срезанной передней частью и плоской лобовой панелью. Серийная продукция имела удлиненную остроносую переднюю часть корпуса со встроенными светомаскировочными фарами.

original-08-_-__html_mbd1f4b4.jpgЗенитная установка «Оса» на шасси БАЗ-5937 первого выпуска. 1972 год (фото автора)

original-08-_-__html_4249bc6c.jpgПусковые системы «Оса» на военном параде в Москве (из архива автора)

original-08-_-__html_33fde3dc.jpgПусковая установка «Оса-АКМ» на остроносом шасси БАЗ-5937 (из архива ИЭМЗ)

Единственным предназначением автомобилей-шасси этой серии являлось несение ЗРК «Оса» малой дальности. Комплекс обеспечивал поражение низколетящих целей, передвигавшихся со скоростью до 500 м/с, на высотах от 25 м до 5 км и дальности до 10 км. В его состав входили пусковые установки (боевые машины) для старта управляемых ракет, а также мобильные средства снабжения и обслуживания. Все они обеспечивали передвижение систем ЗРК в дневное время по шоссе с максимальной скоростью 60 км/ч, ночью — до 25 км/ч, на плаву — 8 км/ч. Общей сборкой боевых машин занимался Ижевский электромеханический завод (ИЭМЗ), в настоящее время — АО Ижевский электромеханический завод «Купол», входящий в концерн «Алмаз-Антей».

Непосредственно для монтажа всех типов боевых установок ЗРК «Оса» служило серийное 7,5-тонное базовое шасси БАЗ-5937. Оно снабжалось пятиместной кабиной управления и автономной системой электроснабжения спецоборудования с приводом от маломерного 40-сильного газотурбинного агрегата.

original-08-_-__html_67b1f5c0.jpgСерийный автомобиль БАЗ-5937 для зенитного комплекса «Оса». 1972 год (фото автора)

Первые же образцы шасси послужили базой опытной боевой машины 9А33. Ее модернизированный вариант 9А33Б оснащался четырьмя открыто расположенными ракетами, единым вращавшимся антенно-пусковым комплексомом с радиолокационной станцией и антенной поиска, обнаружения и сопровождения целей с круговым обзором.

original-08-_-__html_6552ec03.jpgПрототип самоходной зенитной установки «Оса» на шасси первого выпуска (из архива ИЭМЗ)

original-08-_-__html_75b33f85.jpgМашина 9А33Б «Оса» с четырьмя открыто установленными ракетами (фото автора)

original-08-_-__html_m3afa30c.jpgУстановка 9А33Б «Оса» на плавающем герметичном корпусном шасси (фото автора)

В 1973 году появился комплекс «Оса-АК», в который входили боевые машины 9А33БМ2 с шестью ракетами в двух транспортно-пусковых контейнерах с дальностью стрельбы до 10 км, новым оборудованием наведения, улучшенной помехозащищенностью и уменьшенной массой аппаратуры. В связи с тем, что он не мог эффективно вести борьбу с боевыми вертолетами, в 1975 году началась работа по его модернизации.

original-08-_-__html_4dd8863d.jpgБоевая машина 9А33БМ2 «Оса-АК» на обновленном шасси. 1975 год (из архива ИЭМЗ)

original-08-_-__html_44d8265f.jpgСистема «Оса-АК» с шестью ракетами в герметичных контейнерах (из архива ИЭМЗ)

original-08-_-__html_38fbd38c.jpgПолуразобранная машина «Оса-АК» для перевозки по железной дороге (из архива автора)

В 1977 году обновленный вариант предыдущего ЗРК «Оса-АК», способный поражать цели на высоте до 25 м, прошел первые испытания, а его доработанный вариант в сентябре-декабре 1979-го успешно преодолел цикл государственных испытаний. В 1980 году он был принят на вооружение как ЗРК «Оса-АКМ» на мобильной пусковой установке 9А33БМ3 и шестью ракетами, приспособленными для стрельбы по низколетящим целям.

original-08-_-__html_13fd9228.jpgПусковые системы зенитно-ракетного комплекса 9А33БМ3 «Ока-АКМ» (из архива ИЭМЗ)

original-08-_-__html_m70ba8a8f.jpgЗапуск ракеты 9М33М3 с самоходной установки на шасси БАЗ-5937 (из архива ИЭМЗ)

original-08-_-__html_m1baa2f85.jpgПусковая установка «Оса-АКМ» армии ЧССР в транспортном положении (из архива автора)

Параллельно с выпуском боевых ЗРК на шасси БАЗ-5937 в единичных экземплярах собирали мишенные комплексы с шестью ракетными имитаторами воздушных целей «Саман» и «Саман-М», созданные на основе зенитных ракет без боевой части. Такие системы применяли во время проведения учебно-тренировочных стрельб боевых расчетов ЗРК для имитации современных и перспективных воздушных целей.

original-08-_-__html_m395c6ac3.jpgМишенный комплекс для запуска учебных ракет-имитаторов «Саман-М» (из архива ИЭМЗ)

На спецшасси БАЗ-5938 грузоподъемностью 6,6 т базировалась машина технической помощи 9В210 с двумя отделениями для экипажа из трех человек. Она служила для проведения в полевых условиях технического обслуживания и мелкого ремонта всех элементов ЗРК «Оса».

original-08-_-__html_6cf66f21.jpgШасси БАЗ-5938 для машины техобслуживания 9В210М (из архива 21 НИИЦ)

От других моделей внешне «техничка» отличалась повышенным расположением верхней части полностью закрытого корпуса с несколькими люками и вместительным рабочим отсеком, в котором помещалась газотурбинная установка для привода активных исполнительных агрегатов, специального оборудования и инструмента. В модернизированных комплексах эти машины носили дополнительные индексы М, М1, М2 и М3 и несущественно отличались комплектацией.

original-08-_-__html_m57cc6802.jpgБАЗ-5939 с оснащением машины 9Т217 в транспортном положении (из архива автора)

Для размещения оборудования ТЗМ применялось спецшасси БАЗ-5939 с полезной нагрузкой 5,4 т и экипажем из трех человек, также приспособленных для работы со всеми вариантами ЗРК «Оса». Спецшасси служило для перевозки боеприпасов, перезарядки, аварийной дозаправки боевой техники и внешне отличалось открытым корпусом со сдвижной тентованной крышкой над грузовым отсеком. В отличие от базовой версии, машина снабжалась вспомогательной гидросистемой для питания узлов перегрузочного крана. Первым на этом шасси появился опытный образец ТЗМ 9Т217 с восемью ракетами для заряжания пусковой системы 9А33Б. В 1975-м в ЗРК «Оса-АК» вошел вариант 9Т217БМ для работы с транспортно-пусковыми контейнерами с тремя ракетами в каждом. С 1980 года на вооружении состояла доработанная ТЗМ 9Т217БМ2 комплекса «Оса-АКМ».

original-08-_-__html_m68cb0f13.jpg

ТЗМ комплекса «Оса-АКМ» в развернутом состоянии с гидрокраном (из архива автора)

original-08-_-__html_51be5dea.jpgПерегрузка ракет из машины 9Т217БМ2 на пусковую установку (из архива автора)

Все шасси снабжались 300-сильным дизельным двигателем V6 танкового типа. Он являлся модификацией мотора УТД-20 для первых БМП и снабжался непосредственным впрыском топлива, жидкост­ным охлаждением и двойной системой запуска от электростартера или пневматической от баллона с газом высокого давления. От механической пятиступенчатой коробки передач крутящий момент передавался 16 карданными валами на колесные редукторы каждого борта. Независимая рычажно-торсионная подвеска обеспечивала достаточную проходимость и плавность хода. Все колеса оборудовали камерными шинами с системой регулиро­вания давления. Передвижение на плаву обеспечивали два водометных движителя, которым дружно помогали все вращавшиеся колеса машины. На суше все варианты шасси развивали максимальную скорость 70 км/ч, на плаву — 8,0 км/ч. В боевой готовности скорость на шоссе достигала 60 км/ч.

original-08-_-__html_20f6c524.jpgФорсирование пусковой установкой «Оса» водной преграды (из архива ИЭМЗ)

original-08-_-__html_55c83705.jpgМашина «Оса-АКМ» перед Ижевским заводом «Купол» (из архива ИЭМЗ)

original-08-_-__html_m7da674dd.jpgМодернизированная система 9А33БМ3 «Оса-АКМ» в боевой готовности (из архива автора)

Серийный выпуск комплекса «Оса» был остановлен в 1990 году, когда приток военных заказов иссяк. К этому времени он уже являлся основным колесным зенитно-ракетным средством ПВО Советской армии и поставлялся в 25 стран под наименованиями «Оса» или «Ромб».

Впоследствии на базе последнего ЗРК «Оса-АКМ» были созданы модернизированные варианты комплексов с обновленными пусковыми установками на доработанных или реконструированных шасси БАЗ-5937, выполненных в соответствии с изменившимися требованиями ведения боевых действий.

original-08-_-__html_m3908cc6a.jpgТранспортное шасси БАЗ-5937, реконструированное на военном заводе № 172 (фото автора)

В Беларуси с середины 2000-х годов производится модернизация боевой машины «Оса-АКМ», которая теперь носит собственное обозначение «9А33-1Т Оса-1Т». От своего прообраза она отличается новой системой наведения и увеличенной до 12 км дальностью поражения.

original-08-_-__html_md907710.jpgБелорусская модернизированная установка «Оса-1Т» (фото Д. Гладкого, Минск)

В России создан модернизированный вариант комплекса «Оса-АКМ» на доработанной пусковой установке 9А33БМ3-1 с новыми средствами управления, обнаружения, поражения и самозащиты, приспособленный для стрельбы по малоразмерным низколетящим целям, перемещающимся на небольших скоростях. Преемника в классе плавающих зенитных установок у «Осы» до сих пор так и не появилось.

original-08-_-__html_m5940a928.jpgМодернизированный комплекс «Оса-АКМ» (из проспекта завода «Купол»)

Оригинал: http://www.kolesa.ru/article/o...


Источник →

Ключевые слова: разно всяко, факты, фото
Опубликовано 29.04.2016 в 19:38

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Сергей Кудренко
Сергей Кудренко Очень хорошая военная техника!!! Текст скрыт развернуть
1
1 мая 16, в 00:17
Павел +
Павел + ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОРОША,СЛУЖИЛ НА ТАКОЙ,МАШИНА-ЗВЕРЬ И БЕГАЕТ БЫСТРЕЕ ЧЕМ НАПИСАНО И ДВИЖОК 4-Е КЛАПАНА НА ЦИЛИНДР,КАК НА ИНОМАРКИ СТАЛИ ПОЗДНЕЕ СТАВИТЬ,НЕ УБЬЁШЬ КАК НЕ СТАРАЙСЯ,ВОТ ИХ БЫ И НАДО ДАЛЬНОБОЙЩИКАМ СТАВИТЬ,БЕЗОТКАЗНЫЕ,НО У НАС КАК ВСЕГДА,ВСЁ ЛУЧШЕЕ И НАДЁЖНОЕ ТОЛЬКО ВОЕННЫМ,ВОТ ПОЭТОМУ ПИНДОСЫ ПРЕУСПЕЛИ,ТАК КАК НАЧАЛИ ВОЕННЫЕ РАЗРАБОТКИ НА ГРАЖДАНКЕ ПРИМЕНЯТЬ,А МЫ НЕТ,ТАК КАК ВСЁ ЗАСЕКРЕЧИВАЛИ,ЭТА КАК РАЗ ЕЩЁ ОДНА ИЗ ПРИЧИН РАЗВАЛА СОЮЗА,ВОЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ НЕ РАБОТАЛА ДЛЯ ГРАЖДАНСКОГО СЕКТОРА,ПОЭТОМУ НЕ МОГЛА ЧАСТИЧНО САМООКУПАТЬСЯ И СОСАЛА ТОЛЬКО БЮДЖЕТНЫЕ ДЕНЬГИ,ЭТО БЫЛ ОГРОМНЫЙ ПРОСЧЁТ КОММУНИСТОВ,А ПОТОМ БЫЛО СМЕШНО ПОСЛЕ РАЗВАЛА СССР,КОГДА ОБОРОННЫЕ ЗАВОДЫ ВЫПУСКАЛИ КАСТРЮЛИ И ТОМУ ПОДОБНОЕ,НАДЕЮСЬ НЫНЕШНЯЯ ВЛАСТЬ СДЕЛАЕТ ИЗ ЭТОГО ВЫВОДЫ,А ТО ОПЯТЬ ВСЁ РАЗВАЛИТЬСЯ... Текст скрыт развернуть
-1
1 мая 16, в 02:06
Анатолий Куликов
Анатолий Куликов Павел + Двигатель как и на БМП-1 (2), три сотни лошадок, только куда с его габаритами и расходом топлива дальнобойщикам? Текст скрыт развернуть
0
1 мая 16, в 08:21
Андрей Сергеевич
Андрей Сергеевич Анатолий Куликов А какой у него расход собственно? Текст скрыт развернуть
0
1 мая 16, в 13:12
Павел +
Павел + Анатолий Куликов ДА.КАК НА БМП,НО ТОЛЬКО НА БМП ЛОШАДОК ПОМЕНЬШЕ,А ЗДЕСЬ КАК РАЗ ТРИ СОТНИ,42 ЛИТРА НА СТО КМ,ЭТО НА БОЕВОЙ МАШИНЕ,У КОТОРОЙ КАЖДОЕ КОЛЕСО ВЕДУЩЕЕ,КУЧА РЕДУКТОРОВ И НЕМЕРЕНО КАРДАНОВ,ТАМ ЕСЛИ ВСКРЫТЬ ПОЛ ТАКОГО УВИДИШЬ,ПЛЮС АРОЧНАЯ РЕЗИНА,А ЕСЛИ ПОСТАВИТЬ ЭТОТ ДВИЖОК НА МАЗ ИЛИ КАМАЗ,ТО РАСХОД БУДЕТ БУДЕТ МЕНЬШЕ ЧЕМ У ЯМЗ-238,ДА И 5д20б-300б ТОЧНО ПРОЙДЁТ МИЛЛИОН КМ ДО КАПРЕМОНТА,ТАК ЧТО ВЫГОДА ОЧЕВИДНА... Текст скрыт развернуть
0
1 мая 16, в 13:13
Андрей Сергеевич
Андрей Сергеевич Павел + Очередной высер демшизы... Текст скрыт развернуть
0
1 мая 16, в 13:13
Андрей Сергеевич
Андрей Сергеевич Павел + Идиот.
Г/Лс/Ч - сколько? Ресурс в моточасах указывается!
Текст скрыт развернуть
0
1 мая 16, в 13:15
Павел +
Павел + Андрей Сергеевич ИДИ НА ХЕР ЧУЧЕЛО,Я С ТОБОЙ ВООБЩЕ НЕ РАЗГОВАРИВАЛ Текст скрыт развернуть
0
1 мая 16, в 13:17
Андрей Сергеевич
Андрей Сергеевич Павел + 238 - не "ярая военщина"? ))) Текст скрыт развернуть
0
1 мая 16, в 13:18
Андрей Сергеевич
Андрей Сергеевич Павел + Сасай лалка малалатняя...

Сколько комсомольских взносов платил в до пятнистой бляди? ))
Текст скрыт развернуть
0
1 мая 16, в 13:19
Анатолий Куликов
Анатолий Куликов Это один из лучших мировых ЗРК данного класса, в том числе и нашего времени. Текст скрыт развернуть
0
1 мая 16, в 08:22
Господин Никто
Господин Никто Великолепная машина... Текст скрыт развернуть
1
1 мая 16, в 08:42
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 12
Комментарии Facebook

Комментарии к фото

Дежурство в школе уже не то!…

Дежурство в школе уже не то! А вы помните, как это было?

27 мар, 20:13
0 0
Рисунки на куртках американс…

Рисунки на куртках американских пилотов Второй мировой войны (27 фото)

27 мар, 18:31
0 0
Малоизвестные факты о первом…

Малоизвестные факты о первом космонавте планеты Юрии Гагарине

27 мар, 18:24
0 0
Маленькие истории с добротой

Маленькие истории с добротой

27 мар, 12:29
0 0
Парижский мост- приманка для невест

Парижский мост- приманка для невест

27 мар, 12:19
0 0
Питер-Москва скоростная супе…

Питер-Москва скоростная супермагистраль

26 мар, 13:52
0 0
Героические бортпроводницы, …

Героические бортпроводницы, исполнившие свой долг до конца

25 мар, 22:16
+20 2
Мечта советского детства игр…

Мечта советского детства игрушечная железная дорога

25 мар, 22:06
+20 8
Как это было… Аудиокассеты в СССР

Как это было… Аудиокассеты в СССР

25 мар, 22:00
+9 16
Женская красота и очарование…

Женская красота и очарование в портретах Давида Дубницкого

25 мар, 21:55
+9 3
Вот почему нельзя повторно и…

Вот почему нельзя повторно использовать пластиковую бутылку для воды, даже если вы ее помыли. Жуть!

25 мар, 21:43
-11 19
Не просто место работы: Самы…

Не просто место работы: Самые необычные офисы

25 мар, 14:10
+4 0
В Швеции усомнились в сущест…

В Швеции усомнились в существовании Австралии

24 мар, 22:41
-5 6
Записки очевидца…

Записки очевидца…

23 мар, 20:40
-2 24
Разбитое сердце “Ивана Бровкина”

Разбитое сердце “Ивана Бровкина”

23 мар, 20:39
+12 3
Окно в мир

Окно в мир

23 мар, 20:38
+4 1
Странные переводы названий с…

Странные переводы названий советских фильмов

23 мар, 20:37
+11 5
Диафильмы детства

Диафильмы детства

23 мар, 20:35
+14 6